Страх темноты или компьютерный вирус?

Страх темноты - фобия или копьютерный вирус?

В этой теме я опишу один из вариантов формирования фобий, с которыми нередко обращаются к психологу.

Страх темноты - часто встречается среди детей, и, представьте себе, среди взрослых. Чувство безотчётного ужаса, который может сопровождаться учащённыи сердцебиением, повышенным потоотделением и другими соматическими симптомами. Трудно себе представить, что такое может наступать у взрослого человека, как только он оказывается в тёмном помещении. Ну что тут страшного, возникает резонный вопрос?

Однако сам человек, страдающей страхом темноты, скорее всего не ответит на него. Страх возникает сам по себе, нелогично, абсурдно. Именно такой, на первый взгляд, неадекватный ситуации страх, и называется фобией. В медицинской психологии это класифицируется как функциональное расстройство, которое занесено в международный классификатор болезней:

"Фобическое тревожное расстройство - группа расстройств, в которой тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными. В результате эти ситуации обычно характерным образом избегаются или переносятся с чувством страха. Фобическая тревога субъективно, физиологически и поведенчески не отличается от других типов тревоги и может различаться по интенсивности от легкого дискомфорта до ужаса. Обеспокоенность пациента может концентрироваться на отдельных симптомах, таких как сердцебиение или ощущение дурноты, и часто сочетается с вторичными страхами смерти, потери самоконтроля или сумасшествия. Тревога не уменьшается от сознания того, что другие люди не считают данную ситуацию столь опасной или угрожающей." 

Функциональное расстройство в психике не имеет органической основы. То есть все органы, в том числе мозг физически здоровы,однако определённые функции нарушены. В данном случае психика будто неправильно распознаёт опасную и безопасную ситуации. Принимая безопасную ситуацию за угрожающую, психика выдаёт все соответствующие эмоциональные и физиологические реакции. И человеку страшно до ужаса, а окружающим непонятно, чего он боится.

Психика в чём-то подобна управляющему компьютеру. В нём есть то, что компьютерщики называют "железо", в психике это сами ткани мозга, сосуды, нейроны и т.д. И есть программное обеспечение, в психике это рефлексы, стереотипы поведения - то есть информационные программы, которые активируют действия, совершаемые без участия сознания, автоматически. Они отчасти даны нам от рождения (например функции дыхания, выделения желудочного сока и множество других). Отчасти мы приобретаем их в жизни в процессе научения. Так вот фобия, на мой взгляд, похожа на сбой в программном обеспечении, тогда как "железо" в порядке.

Если мы, в данном случае, берём за модель психики компьютер, то можно ли предположить, что в каких-то случаях программный сбой может происходить по вине вредоносной, то есть вирусной программы?

Я обнаружил, что со страхом темноты это часто так и бывает. Чаще такие сбои впервые происходят в детстве, со временем закрепляются, а могут и захватывать всё большее пространство. Например фобии, если не лечить, имеют тенденцию к разрастанию: сначала боялся темноты, потом стал бояться ещё и в лифт заходить, потом в метро ездить и т.д. В итоге вирус всё больше парализует деятельность.

Вот типичный случай как всё это происходит. Приходит человек на приём со страхом темноты. Начинаем исследовать детали через структурированные вопросы или с помощью других методик. Обнаруживаем, что в темноте человек чувствует присутствие каких-то угрожающх сущностей. Углубляем исследование, теперь изучаем поближе этих самых сущностей. И часто натыкаемся на пришедшие из детства устрашающие воспоминания. Бывает, например, ребёнок впечатлился страшным персонажем из мульфильма, из рассказанной взрослыми или сверстниками сказки или истории. Далее образ этого персонажа тёмных сил асоциировался с темнотой, потом с годами сам персонаж вытеснился из оперативной памяти, а страх закрепился в виде условного рефлекса, то есть привычки, проще говоря. Пусковым стимулом этой рефлекторной реакции страха стала темнота. Теперь, как только человек попадает в тёмное помещение, запускается условный рефлекс, и без всякого участия сознания организм автоматически выдаёт эмоцию страха и все сопутствующие соматические (телесные) симптомы. Таким образом сознание человека не знает, а точнее не помнит, чего именно боится, страшно и всё тут.

Переходя снова на компьютерную терминологию, похоже будто кто-то внедрил в психику вредоносную программу и она работает теперь сама по себе, человек сознательно не может больше этим управлять. Он не может приказать себе не бояться, или сказать себе - в этой тёмной комнате нет ничего страшного. Организм его не послушает и страх останется.

Таким образом какой-то когда-то кем-то вымышленный, то есть виртуальный персонаж стал формировать реальность человека. Человек, например, теперь спит со светом, не может войти в тёмный подъезд, боится оставаться один и т.п. Ещё один интересный момент: бесполезно доказывать человеку даже после того, как найден первоисточник страха - устрашающий образ из детства, что это просто мульфильм, или что это было давно, этого не стоит бояться, Вы ведь уже взрослый! Не действует! Страх не уходит. Законы рационализма в этом зазеркалье человеческой психики не работают. Человек говорит: всё понимаю, а всё равно страшно. Похоже на то, что рациональный язык не соответствует языку программирования вируса.

В таких случаях есть вариант придумать специальную антивирусную программу, которая дезактивирует или уничтожит вирусную. Кому-то может показаться абсурдным то, что будет дальше описано. Но повторяюсь: бессознательная часть психики человека, это страна чудес из сказки про Алису.

Итак, если когда-то в психике поселился образ - персонаж из тёмных сил и ведёт свою тёмную деятельность, почему бы там не появиться ещё персонажу, на этот раз такому, который сможет как-то справиться, победить или договориться с тёмным. Вариантов здесь множество, создание такого образа-персонажа это творческий процесс человека при сопровождении психолога, знакомого с законами зазеркального мира. После создания нового образа, в определённой методике совершается действие во внутрипсихическом пространстве человека, новый образ-персонаж делает то, для чего он и был создан - побеждает, договаривается или ещё каким-то образом, не противоречащим законам функционирования бессознательного, то есть экологично, прекращает разрушительные действия тёмного персонажа. Таким образом вредоносная программа дезактивируется, и делается это на её же языке програмирования - на языке образов.

После этого остаётся последняя фаза работы - проверка на реальность, то есть поход в темноту, что обычно и делается сразу после работы в кабинете у психолога. 

Описанный выше вариант детских страхов, перешедших с годами в фобию, является довольно частым в психологической практике. Продуктивная психотерапевтическая работа с использованием данной методики происходит быстро, часто в течение одного сеанса, и даёт незамедлительный результат. Страх уходит сразу, действительно как в сказке, и это несколько противоречит теории о постепенном характере затухания условных рефлексов. Однако реальный результат доказывает, что это так. Случаев возврата в последствии этого же вида страха в моей практике не зафиксировано.

Часто фобии формируются уже во взрослом возрасте, и механизм их формирования может быть иным. Однако не редко встречаются случаи, когда взрослому человеку внушается устрашаюшая идея. Например он идёт к гадалке, и та ему предсказывает что-то плохое в будущем, или идёт к экстасенсу и тот говорит, что на нём порча. При определённой предрасположенности психики и высоком авторитете для человека внушающего, такая идея может крепко засесть в сознании и со временем превратиться в фобию или другое тревожное расстройство. У меня на приёме были люди, у которых подобным образом развилолось паническое расстройство, депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство. Эти случаи также можно рассматривать с точки зрения внедрения вредоносных информационных программ в психику человека. Но психотерапевтическая работа здесь отличается по своей технике, хотя суть остаётся та же - дезактивация вредоносной программы в бессознательной части психики.

Собственно говоря, внедрёнными вредоносными информационными программами можно назвать и другие негативные послания от авторитетных, значимых, заслуживающих доверия для данного человека, источников. Такими источниками могут быть и родители, например внушившие ребёнку мысль, что он никчёмный, неумеха и т.п., врач, например испугавший человека непонятным диагнозом, сказанном на заумном медицинском языке, телевизионная программа о землетрясениях, наводнениях, болезнях или прочих ужасах. Чем более чувствителен человек, чем авторитетней источник, чем значимее тема послания (здоровье, благополучие близких и т.п.), тем больше шансов, что устрашающая или другая негативная информация  внедрится в психику, то есть человек поверит и испугается.  Тогда такая негативная инфомация может заработать как самостоятельная вредоносная программа, которая может действовать как самореализующееся пророчество или просто мешать человеку себя нормально чувствовать в этой жизни.

В любом случае, хотелось бы донести следующую мысль: если есть вирус, который кем-то был создан, скорее всего есть возможность создать антивирус. И это похоже на постоянное развитие в диалектической борьбе противоположностей. Ведь не нова идея о том, что посылаемые нам проблемы, в том числе в виде психологических проблем и рассройств, могут послужить нашему развитию - умственному, душевному, телесному, в том случае если мы захотим их преодолеть и вынести из этого новый жизненный опыт.