Молодежь и религия

Скачать статью "Молодежь и религия"

Вступительное слово:

В этом разделе будут публиковаться мнения по различным актуальным проблемам и ситуациям. Свои жизненные ситуации, обсуждение которых Вы хотели бы прочитать здесь, можно направить по адресу vog14@yandex.ru или на форум сайта. На форуме также можно высказать и своё мнение по любой из публикуемых тем. Комментировать темы буду я и мои коллеги – практические психологи и психотерапевты.

Олег Васильев.

О.В.:

- несколько раз в консультативной практике сталкивался с обращениями родителей, женихов, подруг , которые просили психолога вернуть девушку из мусульманства. То есть, молодая девушка неожиданно для своих близких увлекается религией, при этом отдаляется от подруг, своего молодого человека, родителей. Те, в свою очередь, как могут, стараются этому помешать, так как это кажется им уходом от нормальной жизни, и совершенно не понятно. Просьба близких обычно заключается в том, чтобы гипнозом или любым другим способом воздействия вернуть человека обратно. Конечно же такой запрос психологом отвергается. Но, на мой взгляд, интересен вопрос: почему молодые девушки, неожиданно для всех, с головой погружаются в религию, одевают мусульманскую полностью закрытую одежду, читают пять раз в день намаз, и ревностно соблюдают все другие каноны, при этом, не имея в родительской семье таких традиций?

Своё мнение по этой теме высказывает

Бедненко Галина Борисовна (г.Москва) - историк (ИАИ РГГУ), мифолог, психодраматист (Институт ролевого тренинга и психодрамы), психолог (АПУ ФСИН), автор публикаций в журналах "Психодрама и современная психотерапия", "Прикладная юридическая психология", книг "Греческие богини: Архетипы женственности" (М.: Класс, 2005), "Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности" (М.: Класс, 2005), "Греческая мифодрама: Деяния богов" (М.: Добросвет,2008) и др.

- Нам могут быть понятны чувства родителей, когда их ребенок, которого они прекрасно знают и помнят всю его жизнь, внезапно оказывается непредсказуемым и непонятным. Первое желание - вернуть "все как было", хотя бы сверхъестественным путем (гипнозом, наукой и т.д), чтобы просто восстановить прежний порядок. Однако это этап с которым сталкиваются, вне зависимости от темы беспокойства, практически все родители подростков. Внезапно он становится "другим". Это связано и с половым созреванием, изменением тела, но в не меньшей степени и с созреванием личности, ее внутренней, психологической части, но и внешней - социальной. В этом клубке изменений подростку очень сложно сориентироваться самостоятельно. Но доверять он зачастую может лишь собственным ощущениям, мыслям, чувствам, иногда разделяемым в группе. Если он останется в целиком доверительных (как прежде) отношениях с родителями, то либо будет вечным ребенком, либо станет родительской копией (что не слишком адаптивно для выживания рода, нации, культуры).

Подросток - тут пока мы не будем отличать юношей и девушек - стремится найти свой новый образ, новую форму и определить свои новые границы в социуме.

Этому обычно служат малые и большие группы, с которыми он может идентифицироваться. Это могут быть группы сверстников (т.н. молодежные субкультуры или территориальные компании) или сообщества взрослых. Чтобы самому стать взрослым, подростку необходимо "поиграть" во "взрослую игру". Для кого-то это заканчивается вполне плачевно, кто-то находит способ не только придти туда, но и уйти оттуда с новым опытом, третьи быстро перенимают для себя готовую "взрослую форму". В традиционных обществах (бытовавших в нашей истории до конца XIX века) подростковый период оформлялся как большее или меньшее количество переходов в социальный статус взрослого. Без вольных опытов и экспериментов. Сейчас последнее стало возможным.

Религиозный интерес, вера, рвение характерны для подросткового периода поиска описания мира, которое бы их устраивало в  полной мере. Кроме того, это этап появления "новых способов мышления". Развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального, мышления приводит к созданию "планов жизни". Происходит формулировка отдаленных жизненных целей и самостоятельное описание образа себя.

Приход в религию, вызывающий недовольство и непонимание родителей, для подростка играет важную роль. Это принятие уже готовой картины мира, описанной в том числе с точки зрения морально-этических ценностей. Это готовность к оформлению определенного образа себя в этом мире. Кроме того, это естественная обособленность от изначальной семьи (а это необходимо на данном этапе развития культуры для развития самостоятельной личности) и получение уже готовой принадлежности к другой, внешней группе, с которой можно идентифицироваться, в которой можно получить и совет, и поддержку. Особое значение может играть то, что эта внешняя группа включает в себя не только сверстников и старших ровесников, но и людей гораздо более старших и опытных. Это дает возможность подростку понять свое положение в безличной социальной иерархии, принять роль "ребенка не родителей, но общества".

Итак, мы пришли к выводу, что эмоционально-психологическая, идеологическая автономность подростка и поиск новой идентификации в иной, несемейной, группе оказывается естественным. Однако, нас все еще интересует уход девушки в религию. Почему именно девушки? И почему именно в религию?

Сейчас я немного отклонюсь в рассказ о психоаналитических аспектах такого шага. Уход в мистицизм или мистическую религию способен стать временным или общим побегом от реальности, в том числе от ее изменений. Это уход от возраста и его хаотичных, для подростка, изменений в том числе. Позднее, так уходят в религию, избегая старости. Аскетичная форма, предписанная религией, это сокрытие изменений, в том числе и развития своего пола. Побег от телесности, женственности, желания. Для подростка вообще естественно (и правильно) совершать уходы и возвращения, только здесь это может быть побег от семьи, но и побег от телесности. Уход в духовное, контакты с более внешними группами, но вместе с тем утаивание изменений своего тела. Все, что тут можно сделать, это дать девушке время - это должна сделать и семья, и эмоционально близкий молодой человек. Дать время для того, чтобы не только уйти, убежать, но и вернуться, то есть стать для нее той самой истинной семьей и истинным домом, куда она будет возвращаться.

Основным выводом здесь была бы необходимость признания естественности автономности поиска подростка, его идеологического выбора (хотя совершенно невозбранно родителям и близким расширять мировоззренческий и идеологический опыт младшего родственника или друга), а также его права на уходы и возвращения, на время опытов и выборов, и соответственно - оставлять возможность прихода домой, обратно, в исходную родительскую, семейную, социальную культуру.

О.В.

Я благодарю Галину за подробный комментарий и добавлю от себя лишь несколько слов. У меня сложилось впечатление, что такому резкому уходу в религию предшествует какая-то непереносимая для данного человека жизненная ситуация. И тогда, возможно, это именно попытка спастись, уцелеть. (желающие могут добавить свой комментарий на форуме сайта)