Многоженство (полигиния) - официально и фактически

В практике психолога одной из частых проблем, с которой обращаются, это тяжёлое душевное состояние женщины, узнавшей на 10-м, или 20-м, или 30-м, или любом другом году замужества о том, что муж имеет связь, также многолетнюю, на стороне, часто и детей от этой связи. В нашей ментальности это явление, обычно вызывает у жены ощущение  краха всей жизни, жуткой обиды, депрессию и другие аффективные расстройства психики. Я написал «в нашей ментальности», имея в виду, исторически сложившиеся на большей территории России представления о семье. Эти представления являются различными в разных культурах, в разные эпохи и до настоящего времени.

Я порылся в интернете, но ни одной профессиональной статьи психолога на эту щекотливую тему не обнаружил. Когда сам сел писать о многожёнстве, понял почему. Это минное поле – любое высказывание может быть расценено как пропаганда или осуждение этого сложного социального явления.  Я же заранее хочу определить свою позицию: я не адвокат, поэтому не ставлю своей задачей защищать многожёнство, я не прокурор, поэтому не буду обличать, я не судья, поэтому не беру на себя смелость судить, что правильно и законно, а что неправильно и незаконно. Душевная жизнь человека очень сложна и многообразна, и я как психолог, стараюсь относиться ко всем её феноменам нейтрально. Моя цель – помочь решить, возникающие в связи с этим явлением, психологические проблемы. Поэтому только факты:

Википедия: «Полигиния (многожёнство) — форма полигамного брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака.

В нынешнем российском законодательстве нет наказания за многожёнство. Лишь в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признаёт брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14.

В июле 1999 года в президента Ингушетии указом Аушева было официально разрешено многожёнство и ЗАГСам было приказано регистрировать подобные браки. Однако, почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом президента России Ельцина. Через год указ Аушева и практика были отменены верховным судом самой Ингушетии, как противоречащие российскому Семейному кодексу.

После отмены норм Ингушетии ЗАГСами все полигиничные браки были аннулированы, а в новых паспортах бывших официальных многожёнцев согласно их желанию либо были убраны записи о всех жёнах, либо оставлена запись об одной жене.

Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров последовательно выступает с призывами легализовать многожёнство. Неоднократные предложения узаконить многожёнство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарстана, Башкортостана, Дагестана и других северо-кавказских республик. Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины всё же имеют сразу нескольких жён, хотя подобные браки не являются официальными.

Жириновский с 1993 года и некоторые другие российские политики меньшего масштаба предлагают узаконить многожёнство на всей территории страны, в т.ч. для немусульманского населения, как средство решения демографического кризиса. В современном мире многожёнство официально разрешено в нескольких десятках государств мусульманского мира и Африки»

История :

В древности полигамные браки были распространены у многих народов. Вместе с приходом христианства на значительные территории земли, законными становились только моногамные семьи, а отношения мужчины и женщины вне брака, стали осуждаться церковной и светской властью. Однако такие отношения никогда не исчезали полностью, об этом свидетельствует историческая и художественная литература.

С приходом мусульманской религии, у народов, принявших ислам, хотя и не запрещалось многожёнство, но количество жён у одного мужа ограничивалось, по сравнению с тем, что было в арабских семьях до этого. Сегодня даже там, где большинство населения исповедает ислам, не везде многожёнство разрешено государством и признано общественным мнением.

В древнем Китае кроме законной жены богатый человек мог иметь несколько наложниц, которых называли «вторая жена», «третья жена» и т. д. Всеми ими управляла «первая жена» - хозяйка дома. Наложницы обитали под одной крышей с законной женой, которой они всецело подчинялись. Часто в хозяйстве они выполняли обязанности прислуги. Законная жена не имела права жаловаться мужу, если ей не по нраву пришлось присутствие той или иной наложницы. Однако гаремная жизнь имела и теневую сторону, т.е. полигамное строение домохозяйства доводило напряжение и ревность между женщинами до невыносимой степени. В современном Китае основные начала китайского семейного права схожи с демократическими принципами развитых государств.

Таким образом, если посмотреть исторически, то человечество в семейном вопросе стремилось развиваться всё же в направлении от полигинии к моногамии, хотя оба явления фактически сохранились до современности, независимо от их официального признания или непризнания.

Психотерапевтическая практика: 

Женщины, обращающиеся к психологу после того, как узнают о наличии у мужа второй (гражданской) семьи, предъявляют следующие проблемы:

  • депрессия, в структуру которой входит ощущение потери смысла в жизни, постоянно сниженное настроение, отсутствие желания что-либо делать, невозможность почувствовать удовольствие от чего бы то ни было, частое или постоянное желание плакать;
  • сильная обида, чувство, что предал близкий человек;
  • чувство собственной неполноценности (Если муж живёт ещё и с другой женщиной, значит она для него хорошая, а я плохая, я неудачница, он меня не любит.);
  • страхи (Что обо мне, о моей семье будут думать знакомые, другие люди? Что говорить близким, детям? Что будет с нашей семьёй, со мной в будущем?);
  • ощущение жизненного тупика и безысходности, а отсюда сильного эмоционального напряжения (Жить так дальше я не смогу, и ломать семью тоже не могу.);
  • на фоне такого психического состояния часты и психосоматические симптомы. Многие говорят о том, что чувствуют, как разрушаются физически.

Мужчины обращаются реже. В случаях обращения при измене жены, особенно если у женщины есть продолжительная, а не случайная связь на стороне, предъявляемые симптомы в чём-то схожи с вышеперечисленными. Если же мужчина обращается с проблемами, связанными с тем, что именно он имеет второй - гражданский брак помимо официального, то здесь картина другая: это,  прежде всего, проблема неприятия женой такой ситуации. И вторая проблема, вытекающая из первой: если жена не приемлет такого положения вещей, для мужчины возникает проблема невозможности выбрать между двумя семьями, так как обе по-своему важны и дороги. Таким образом, если бы не страдала жена, то для него, не было каких-то нерешаемых проблем.  

Почему я выдвинул тему многожёнства на обсуждение. Явление объективно существует. Оно достаточно распространено, независимо от того узаконено это официально или нет. Оно было с древних времён, есть сейчас, и судя по всему, будет в обозримом будущем. Значит, оно имеет под собой какое-то основание – причины. При столкновении человека с этим явлением в своей судьбе, независимо от пола, он может иметь разрушительные для семьи, детей и здоровья последствия. Исследование этого, объективно существующего, явления, открытое обсуждение специалистами и неспециалистами, высказывание многообразия мнений и личного опыта, возможно, дало бы кому-то чувство того, что он не одинок со своей проблемой в этом мире, что существуют какие-то, пусть не универсальные, а хотя бы индивидуальные варианты решений.

Приглашаю читателей высказываться о своём опыте, о своём видении этой проблемы на форуме сайта