"Воспитание ребёнка, что это?" - Статья для журнала "Араис"
На каком-то этапе жизни мне захотелось поделиться тем, что удалось открыть для себя за годы духовного поиска, практической работы в области психологии и своего жизненного опыта. Говорят, такое бывает на сорокалетнем рубеже жизни. «А кому это нужно кроме меня самого?» - возник естественный вопрос. Когда возникают неотступные вопросы, жизнь на них подбрасывает и ответы, если быть внимательным.
Ответом на этот жизненный вопрос оказалось приглашение поучаствовать в качестве эксперта на молодёжном ток-шоу, организуемым Городским дворцом детского творчества им.А.Алиша. С тех пор я и остался там в качестве педагога-психолога, организовав свою мастерскую для юношества с громким названием «Сотвори себя сам».
Молодёжь нынче разборчивая, ребят в шестнадцать, семнадцать лет заинтересовать чем-то не так просто. Да и перегружены обязательной программой обучения выпускники наших школ. Поэтому я не ставил своей задачей догрузить им в переполненные мозги ещё каких-то теоретических знаний, которые к тому же, как показывает практика, очень быстро забываются по законам функционирования нашей памяти.
Я рассчитывал обратиться скорее к их душе и телу, которые так мало трудятся в наш век научно-технического прогресса. А мозги пусть немного отдохнут.
Расчёт оказался верным, и скоро в мастерской стало тесно и шумно. Специально подобранные психологические упражнения на взаимное доверие и танцевально-двигательные разогревы сделали своё дело. Все быстро сдружились, хотя и были из разных школ, классов, институтов. И могли мы теперь касаться любых жизненных тем, не стесняясь друг друга. По-разному называли эту возникшую атмосферу участники мастерской – островком, где можно быть самим собой и не играть роли, местом, где можно поделиться тем, что болит в душе, где останавливаешься от повседневной суеты и вспоминаешь о важном.
Это было совместное исследование, диалоги в кругу или за чайным столом, телесные практики, позволяющие регулировать своё самочувствие и многое, многое другое, что позволяет современная практическая психология.
Как наладить отношения с родителями, учителями, сверстниками, что происходит с человеком на разных этапах его развития от зачатия до смерти включительно, взаимоотношения полов, любовь, человеческие чувства и страсти, создание своей модели семьи, рождение и воспитание ребёнка, жизненные ценности и смысл, успех в жизни – вот не полный перечень обсуждаемых тем и психологических практик.
Интересно было бы знать, где в современной системе образования ещё с юношами и девушками обращаются к этим темам? А ведь это наука о жизни в обществе, а общество больше нажимает на другие науки. Мне кажется это не правильным. А мастерская действительно иногда представляется мне маленьким островком, затерянным в океане.
В нашей мастерской уже есть выпускники. Я радуюсь за их успехи, мне кажется, они стали более подготовлены к взрослой жизни. И у них есть возможность прийти сюда всегда, если понадобится, или просто захочется отдохнуть душой.
Мастерская как форма работы предполагает малые группы, где возможно доверительное открытое общение, а хочется донести хотя бы некоторые темы до широкой аудитории. И это мы делаем - проводим, ставший уже традиционным, городской конкурс юных психологов, привлекший в прошлом году к участию пять районных команд с общим числом участников примерно в 250 человек. Конкурс выявил большой интерес у молодёжи к психологическим знаниям и навыкам. Есть другая форма работы – ток-шоу-исследование, где в широкой аудитории с участием школьников, родителей, педагогов, обсуждаются острые жизненные молодёжные проблемы. Проводим тренинги, мастер-классы для повышения психологической компетентности педагогов.
Рад, что наша пресса, в лице этого журнала, обратила своё внимание на наши пробы вносить психологическую культуру и практику в молодёжную среду. Буду очень признателен и за любую другую поддержку этого начинания.
В любом случае, я постараюсь что-то делать. Что-нибудь да получится.
Воспитывать ребёнка. Что это – работа, долг, ноша?
А может быть это творчество?