Статья "Смысл жизни и развитие"

Предполагаю, что читающие эту статью многие мои коллеги по цеху - психологи, сочтут её не научной, и истины, к которым я здесь прихожу – недостаточно обоснованными. Но я придерживаюсь той позиции, что вся наука психология носит описательный характер, а любая истина в ней не абсолютна. Так вот, я и описываю в этой работе свой непосредственный опыт и его понимание. Возможно, кому-то это будет созвучно и полезно, тогда это и будет для него истиной, чем это и является сейчас для меня.

На написание этой статьи меня натолкнули несколько событий, совпавших между собой по времени, и о которых я буду упоминать ниже.

Первым из них была очередная, проводимая мной психологическая мастерская, где участники искали и находили для себя свои жизненные ценности и свой жизненный смысл.

Следующим событием был сон, приснившийся в одну из ближайших ночей после этой мастерской. Сюжет его был следующий:

Я в военной казарме. Несколько железных казарменных коек, на них нет матрацев, есть несколько солдатских байковых одеял, которых не хватит на все кровати. Людей в казарме больше, чем коек, и под моей кроватью спит кто-то ещё. Я ищу что бы постелить себе на койку, при этом присутствует ощущение нехватки (будто не хватает чего-то нужного, похоже на беспокойство, небольшую тревогу).

В предшествующие дни произошло ещё одно событие, объясняющее психологическое происхождение этого сна – жена спровоцировала меня на ажиотаж в связи с повышением цен и, якобы, грядущим банковским кризисом. Я поддался и стал искать способы купить сейчас, а то потом будет поздно. При этом, конечно же, было такое же чувство нехватки чего-то, не понятно чего, которое трансформировалось затем во сне.

Через пару дней я очнулся от этого гипноза инстинкта самосохранения, который диктует мысли о том, что мы чего-то упускаем, и надо спешить, а то завтра будет хуже, чем сегодня, и ты не успеешь.

«Какой во всей этой суете смысл? Ведь не случайно мы легко поддаёмся всему этому», - такие вопросы возникли в моей голове.

И ещё один вопрос: «Ведь я довольно давно определил для себя свои ценности и смысл, почему же и я впал в это искушение?»

Ответ нашёлся таким: если я – человек, венец творенья так несовершенен, значит мир и я сам нуждаются в совершенствовании, то есть в своём развитии.

Что сподвигает человека развиваться?

Ощущение нехватки (беспокойство, тревога - если по научному назвать это чувство)!

Все наши земные потребности, в том числе о хлебе насущном, неудовлетворение которых, как правило, вызывает тревогу,  – суть стимулы, толкатели развития, самосовершенствования. Только материальное развитие человека (строительство своего дома, покупка машины, красивой одежды и т.п.) мне увиделось как учебный процесс, или ещё - как метафора в земной жизни другого развития – развития более глобального, в масштабе вечности и всего мироздания.

А что в человеке вечно, и что такого он мог бы вложить в мироздание, в вечность, ведь всё, что он делает в материальном мире бренно и тленно? Египетские пирамиды и те разрушаются со временем.

Ответ напрашивается сам собой – вечная душа. Хотя это понятие не всем понятно, но уж простите, для прояснения предлагаю обратиться к другим источникам. Тут у каждого свой путь – религиозные источники, психотерапевтические знания, или что-то ещё.

Для меня становится яснее путь развития человека: в молодости это учебное развитие – образование, трудовая деятельность ради материального развития. Когда этот учебный этап освоен – может начаться зрелый этап: вклад в развитие своей бессмертной души. Может начаться, а может и не начаться, а человек так и остаться на подростковом этапе своей жизни и развивать, и развивать до конца своих дней только материальную сторону своего бытия, так и не перейдя к другой – взрослой, зрелой своей задаче.

Конечно, духовное развитие может идти и в молодости, и параллельными с материальным развитием процессами. Речь скорее идёт о приоритетах на каждом из жизненных этапов, в чём главный смысл жизни в данное время, а в чём второстепенный.

Время и возможности выполнить свои задачи ограниченны продолжительностью жизни на земле. Прочитав автобиографию К.Г.Юнга, я соглашаюсь с ним в том, что после смерти, мы наверное освобождимся от земных забот, привязанностей, мук, трудностей, возможно мы будем отдыхать от всего этого. Но сможем ли мы тогда там развиваться? 

Да, наши страдания, преодоления здесь на земле даны как возможности развивать в первую очередь свои способности, душевные качества, то есть самосовершенствоваться, и через совершенствование себя совершенствовать этот несовершенный мир.

После смерти этой возможности уже не будет. Возможно, будет блаженство отдыха, как было в раю с Адамом. Но в этом состоянии, когда нет никаких преград, нехватки, недостатков, нет и развития.

Возможно, поэтому Создатель придумал грех (ошибку, несовершенство), чтобы Адам познал зло, а через него цену добра, и сам в трудах совершенствовал этот мир. В общем, нашёл Адаму, и всем нам вместе с ним, занятие.

Возникает вопрос: легко сказать развиваться, а в каком направлении есть смысл развиваться, чтобы не оказалось в конце жизни, что делал нечто никому ненужное и бессмысленное? Я лично привык искать ответы всё в тех же источниках, сопоставляя для надёжности между собой информацию из них:

– учения основных мировых религий;

-  основные, апробированные практикой психотерапевтические и философские  теории;

-  осознание собственного опыта.

Приведу для наглядности информацию на этот счёт из самого доступного из вышеперечисленных источников:

«Любите врагов ваших,

благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас,

да будете совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

(Евангелие от Матфея гл.5)

Вполне определённо всё сказано, и задач для развития хватит до конца дней, не заскучаешь.

И так, я предлагаю на суд читателя следующий тезис: один из важнейших смыслов и предназначений человека на этой земле – развитие.

Наблюдая за современной жизнью, я также нахожу этому подтверждения на каждом шагу. Например, работа современных компаний в сфере бизнеса, в условиях конкурентной среды предполагает безостановочное развитие, прекращение которого, даже кратковременное, грозит отставанием и в итоге крахом, смертью компании. Любой человек творческой профессии, то есть тот, чьим продуктом деятельности является каждый раз нечто новое, чего ещё не было, прекрасно знает, что такое остановка творческого процесса – так называемый творческий застой. Это тоже очень похоже на смерть.

Почему бы не переложить это на жизнь человека в целом, если подойти к ней как к некоему продукту его творчества?

Пока человек тем или иным способом развивается – его жизнь имеет для него самого интерес и смысл, если он остановился в своём развитии, это начало конца. И, на самом деле, каждый это понимает в глубине своей души, и страшиться потерять этот смыл – развитие, зная, что за ним последует скука, деградация душевная, а за ней и физическая смерть.

Другое дело, какое направление избирает человек для своего развития. И развитие ли это на самом деле, а не бег по замкнутому кругу. Я сейчас говорю о столь распространённом явлении, как компенсаторная деятельность. Когда не видят пути действительного развития (под этим я понимаю действительно нечто новое в жизни), начинают заменять его компенсаторной деятельностью. К примеру, просто менять одно на другое из этой же серии, то есть из того, что уже было. Примеров масса: очередной раз меняют машины, квартиры, одежду, телефоны, сексуальных партнёров, и т. д. и т. п. И всё это касается материальной или телесно-чувственной  сферы. Но всё это уже было (я не имею ввиду молодёжь, у которой это в первый раз), это всё тот же учебный процесс, подходящий для юношеского или подросткового возраста, о котором я говорил выше. Это не является больше развитием, это псевдоразвитие, это бегство от ощущения бессмысленности. А так как это не то, то и тревога не проходит, и приходится менять шило на мыло и обратно всё быстрее и быстрее.

У меня, конечно, есть понимание того, что находить пути для действительного развития, а не повторяться как заезженная пластинка – трудный творческий процесс, длящийся всю жизнь. Выпасть из этого процесса и остановиться в застое, можно на любом этапе. Но в этом мне видится суровая реальность.

Осознание этой реальности и есть цель написания данной работы, которую на этом я хочу завершить. Не знаю, открыл ли для себя читатель что-либо, но для меня изложенное здесь понимание было новым – то есть тем, чего не было раньше в моей жизни, а значит – развитием.