Статья "Психология, психотерапия и христианское учение о блаженствах"

Введение

В постсоветский период жизни российского общества в сознании большого числа людей происходило разрушение идеологических, ценностных ориентиров, привычных стереотипов мышления и поведения. С одной стороны были низвергнуты идеи равенства, защиты интересов граждан со стороны руководящей партии и правительства и другие идеалы коммунизма. Но на смену им не пришло никакой новой идеи, поддержавшей бы духовно граждан России, обозначившей бы новый, всем понятный путь  и цель, важные и приемлемые для всего общества. Такой вакуум не мог быть не заполнен, и он заполнился, для одних целями и мотивами низшего порядка: удовлетворением своих потребностей в пище, одежде, жилище, развлечениях, сексуальных удовольствиях и т. д. и т. п. У других же этот вакуум заполнился отчаянием и тоской от непонимания как теперь жить, во что верить и страхом за себя и своих детей перед лицом материальных, нравственных, экологических, политических и других проблем.

Ситуация усугубляется еще тем, что за время коммунистического правления у подавляющего большинства общества утрачена традиция и навыки решения своих психологических проблем с помощью религии, как это было в России до 1917 года. В учениях основных религий имеется сформулированная система ценностей, запретительных и поощрительных постулатов, в простой и общедоступной форме объясняющих человеку, что есть добро и зло, как полезно поступать, как вредно, поставлены четкие цели – жизнь на земле в мире с собой и окружающим, творение любви и добра и, как награда – жизнь после смерти.

В силу этого религия могла бы выполнить роль новой идеи в постсоветский период. Однако этому мешают несколько факторов:

1. Разрушена традиция, т. е. стереотип мышления и поведения, по которому человек с детства изучал религиозное учение, посещал богослужения, соблюдал другие религиозные правила, понимал их смысл и пользу.

2. Склонность современного человека больше доверять понятиям, доступным его разуму, которые бы объяснялись логическим или научным путем, чем верить в невидимые, необъяснимые, кажущиеся сверхъестественными, понятия.

Одновременно с этим в настоящее время психологическая наука делает серьезные усилия в области этической психологии [1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20], которая способна так же привнести свой вклад в формирование новой системы ценностей, акцентировать внимание общества на духовной сфере жизни и освещать пути движения конкретного человека к тем же общечеловеческим целям, которые несомненно являются удовлетворением истинных потребностей человека - жить в мире с самим собой и окружающим миром,  в радости и любви. «Сейчас растет спрос на другую, нетрадиционную психологию. Лучше сказать на ту, которая противостоит абстрактно-аналитической и построена на запросах практики, здравом смысле, интуиции. Она сопутствует обостренным переломным периодам в жизни страны, нации, культуры»[10,c 13]

Отсюда можно сделать вывод о схожести целей такой психологии и религии.

Однако наука к тем же целям идет своим путем, зачастую более сложным и менее понятным широкому кругу людей. Чем сложнее теория, тем труднее ее применить на практике, возможно, поэтому существует определенный разрыв между научной и практической психологией.

«Научная психология с ее погруженностью в отдельные способности, качества, элементы личностного, деятельностного  поведения  часто не в силах ответить на возникающие вопросы экзистенциального звучания: в чем смысл жизни, как относиться к сражениям депутатов в Думе, к тем кто противостоят в военных сражениях на территории России, наркомании, проституции, насилию, агрессии, жестокости.[10,c. 13].

К тому же навязчивое желание измерять человека с помощью грубого инструментария совершенно исключает проникновение в глубины человеческой психики и отвергает понятие души, как ненаучное, из-за невозможности изучения этими примитивными методами.

Таким образом, существует с одной стороны мудрость и многовековой опыт в делах духовного развития и помощи человеку религии и её  трудность взаимодействия с современным человеком по вышеперечисленным причинам, с другой стороны стремление психологической науки находить действенные способы и средства для решения тех же вопросов.

Двигаясь в направлении некоторого взаимопонимания между наукой и религией, мы бы шли по пути формирования «рациональной веры», как черты характера по Э. Фрому, когда человек верит в результаты своего собственного наблюдения, опыта, в свои возможности и в обратном направлении - от слепого формального следования религиозным правилам и порядкам, которые в таком случае мало чем полезны человеку и скорее ведут к невротической эгоцентрической религиозности, описанной Ролло  Мейем.

Другими словами, признавая очевидную пользу для человека Божественных истин, в данной работе предпринята попытка объяснять и обосновывать их на основе психологической науки, ведь «…единственный конструктивный путь изучения проблемы духовности человека – не конфронтация, а взаимное дополнение результатов поисков и размышлений светских ученых и богословов.»[6, с. 436].

В данной работе предполагается сделать это на примере христианского учения о блаженствах, изложенном в Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Целью работы ставилось исследовать позитивный аспект духовных состояний – Евангельских блаженств, для дальнейшей рекомендации использования их в психотерапевтической практике и в процессе саморазвития.

Предполагаемое теоретическое и практическое значение работы:

- Привлечение внимания к изучению христианского учения с целью развития духовности личности.

- Появляется новая возможность помогать человеку через достижение определенных духовных состояний в ходе психотерапевтической работы, а так же в процессе саморазвития.

 

Глава 1

 1.1 Определение понятия психического состояния, его сущность и функции

Понятие «состояние» существует практически во всех естественных науках. Его содержание трактуется как определенная точка в процессе изменений или ступень в процессе развития исследуемого объекта, характеризующая его проявления в определенный промежуток времени в конкретных видах и формах бытия.

Определение психического состояния есть у Левитова Н. Д. : «это – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических свойств личности».[4, с. 31]

Психическое состояние выражается во внутренних переживаниях и действиях человека во внешней среде. Оно в свою очередь может являться результатом воздействия внешней среды, физиологического состояния организма, инициативы самого человека, либо совокупностью этих факторов.

Важнейшими факторами психических состояний являются:

- регулятивная функция адаптации к ситуации к окружающей среде;

- функция обеспечения определенной психической активности личности в текущем времени для эффективного функционирования ее в различных сферах жизнедеятельности. [4, с. 39 – 47 ]

Таким образом, роль психического состояния двойственна: с одной стороны она является реакцией на воздействия среды, с другой – инициативой активности личности.

Именно в этом ключе ниже будет рассматриваться роль духовных состояний, точнее, состояний Евангельских блаженств.

Блаженство рассматривается в данной работе как одно из духовных состояний человека.

«Духовное состояние – это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредотачивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е.  познавательных этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий, возникает их внутренний смысл – психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта». [6, с . 431].

Это определение поможет лучше понимать, чем является феномен блаженства с точки зрения психологической науки.

1.2  Психологическая особенность состояний «блаженств» и их позитивное воздействие

Чем же характеризуется духовное состояние? Что позитивного оно несет человеку?

«Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и тем самым резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической подпитки.

…гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой     концентрацией устремлений, усилием воли и ее контроля со стороны личности, «я».

…переходом к образному мышлению… Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.

…высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную емкость, нашего сознания».[20, с.422]

Таким образом, духовное состояние оказывает огромное позитивное влияние на человека, позволяет ему неограниченно продвигаться в своем саморазвитии, продуктивно трудиться, заниматься творчеством, в общем, значительно расширять свои возможности.

К таким состояниям и относятся Евангельские блаженства, которые в христианском учении так же трактуются как крайне позитивные, полезные для человека. Блаженств девять, а значит и девять различных духовных состояний. Причем можно предположить, что их последовательность не случайна и человек не может достичь следующего состояния, не пройдя предыдущего. Таким образом, возможно, есть путь, по которому человек, приводя себя последовательно в определенные состояния, продвигается в сторону позитивных перемен своего саморазвития. Если это подтверждается, то с одной стороны просматривается стратегическое направление, в котором можно продвигаться самостоятельно, либо в психотерапевтической работе, используя практические методики и техники для приведения человека последовательно в определенные психические состояния, а с другой стороны можно диагностировать текущее состояние и прогнозировать последующее, оценивать его полезность для дальнейшего духовного развития данного человека с точки зрения изложенного материала.

Есть еще один аспект той пользы, которую несет навык достижения этих состояний (блаженств). Я бы применил к этому аспекту термин  Э.Фрома «жизнь – это искусство, самое важное и одновременно самое трудное из всех искусств, которое практикует человек». [18, c.30]. Умение достигать блаженства (счастья, спасения), возможно и есть такое искусство.

 

1.2.1 Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное»[5, с. 1015]

В трактовке святых отцов церкви это означает состояние, в которое человек приходит когда осознает свою духовную нищету, то есть загрязненность всяческим, возможно мелким, но многочисленным духовным хламом в виде осуждения, критики других людей, возвышением себя своих заслуг больше чем есть на деле, самонадеянностью, завистью, ревностью неблагодарностью, деланием хорошего напоказ и т. д. и т. п. Подробное описание этого дано в книге «Опыт построения исповеди. Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста» [9].

Кроме того осознание «духовной нищеты» это и осознание отсутствия истинных ценностей и цели, которые всегда отодвигаются на задний план. В итоге это ощущение недостойности звания человека – создания Божия.

Если рассматривать это состояние с точки зрения психологии, то его полезность определенно доказуема. Согласившись с присутствием у себя вышеперечисленных качеств, человек логически подходит к тому, что возможной причиной его проблем и злоключений является собственное внутреннее состояние его души, его поведение и, соответственно, реакции внешнего мира на это поведение. Значит, причина зла внешнего есть зло внутреннее.

Таким образом, достигая такого состояния, когда в полной мере осознается своя духовная нищета, человек переводит направление своих усилий из вне во внутрь себя, что безуссловно положительно, ведь «целостный человек» есть лишь то, что сам из себя делает», т. е. самотворящий, саморазвивающийся субъект»[10, с. 14].

Можно так же предположить, что чем глубже человек погружается в это состояние, тем больший потенциал возникает в нем для дальнейших перемен. Самое глубокое погружение может произойти при столкновении человека с совершенно не решаемой обычными средствами проблемой, например неизлечимая болезнь кого то из близких или крах бизнеса из-за мирового кризиса. И многие те ситуации, с которыми как раз приходиться работать психологам.

Нечто подобное описывает Ролло Мэй: «Поучительно познакомиться с опытом общества анонимных алкоголиков, которое много и успешно помогает людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. В начальной стадии лечения, в первую очередь, необходимо переживания человеком чувства отчаяния… Если собственное состояние не вызывает у новичка отчаяния, остальные члены общества не жалеют сил, чтобы довести его «ложное Я» до осознания всей отчаянности своего положения. …В психологическом плане происходит следующее: страдания невротика достигают такого предела, когда он готов отказаться от всего, даже от самой жизни, если надо…

Человек сдается полностью, и тогда на помощь ему приходит целительная сила вселенной, не потому, что он это заслужил, а потому, что он вообще перестал думать о том, что он чего-то заслуживает».[8, с. 129].

По мнению святых отцов церкви страдание взрыхляет закостенелую душу человека для посева в нее доброго семени. С этим можно согласиться, т. к. направляя ход своих мыслей в кризисной ситуации в сторону своей недостойности другой участи, человек снимает свои претензии к окружающим, соглашается, что ход событий, приводящий к кризису, является неизбежной данностью, а он не является достойным чуда избавления. Это в определенной степени снимает чувства несправедливости, обиды на всех людей и весь мир, которые часто имеют место при встрече с тяжелыми жизненными обстоятельствами.

Это блаженство «духовной нищеты» совершенно не какое-то приятное чувство, скорее оно очень болезненно и тяжело, но польза его очевидна.

В психологии самым близким является понятие катарсиса (от греч.» catharsis» - очищение [13, с. 162]) психологический смысл которого заключается в эмоциональном потрясении, в нашем случае от видения себя без прикрас.Техники достижения катарсиса изложены в учениях многих терапевтических школ.

Ролло Мэй предлагает в некоторых случаях при психологическом консультировании прибегать к усилению переживаний клиента, чтобы «вызвать благотворный кризис»[8, с. 99]. Так в ответном письме своему клиенту он написал «что он (клиент) привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего кроме жалости к самому к себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением.» Далее Р.Мэй пишет: «Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я». Прошло несколько недель, прежде чем, я получил ответ. Мой знакомый выражал искреннюю благодарность и согласие с моим диагнозом. Он сообщил, что уже добился кое-какого успеха в преодолении своих ошибочных взглядов на жизнь.»[8, с. 99].

Таким образом, достижение вышеописанного состояния является результатом воздействия негативной внешней ситуации и принятия решения человеком, что причина возникновения этой ситуации в нём самом.

1.2.2 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»[5, с. 1015]

Что подразумевает христианское учение под этим, ведь в обыденном представлении блаженными являются радующиеся, а плачущие – несчастными.

Но в данном случае говорится о благе (пользе) определенного вида плача – плача о своих ошибках, недостатках, заблуждениях о которых говорилось выше.

Таким образом, слезы, сокрушенное состояние, связанное с осознанием своей недостойности в данный момент лучшей участи, т. е. своей ответственности за свою участь, рассматривается как блаженное (от слово благо, т.е. польза). Церковь рассматривает способность человека таким образом плакать, как великое дарование, которое ведет его к глубинному духовному очищению, а значит и последующему утешению.

По всей видимости, слезы в данном случае естественная реакция организма на достижение глубокого потрясения от открытия себя в истинном свете. Эту реакцию на глубинное осознание себя и ситуации постоянно наблюдают практические психологи на сеансах индивидуальной или групповой психотерапии, и вряд ли кто-то поспорит с тем, что слезы принесут в данном случае снятие физического напряжения и общее облегчение. В таком душевном облегчении и заключается это блаженство.

1.2.3  «Блаженны кроткие, ибо они наследят землю»[5, с. 1015]

После того, как человек, осознавший себя истинного, сквозь паутины защитных механизмов Эго, сбросил слезами возникшее напряжение и горечь, он приходит в кроткое состояние, смиренно принимая все происходившее с ним как результат своего собственного поведения, которое в свою очередь исходило из его прежнего состояния очерствелой души.

Я бы сравнил это с состоянием затихшего после плача ребенка, успокаивающегося на руках своего родителя. Принимая все происходящее таким образом, он снимает все претензии к окружающим и к обстоятельствам, внутренне расслабляется.

На этом этапе хорошо прослеживаться регулятивная функция духовного состояния, эффективно адаптирующая личность к трудной внешней ситуации. Это состояние душевной кротости, несомненно, является следующим шагом к душевному и психологическому оздоровлению. Энергия человека перестает расходоваться на поддержание защитных механизмов Эго, всевозможных напряжений, негативных эмоций злости, раздражения по отношению к окружающим и к самому к себе в том числе, ощущений обиды и несправедливости. То есть смиренное принятие ситуации, естественно, высвобождает силы от внутренней борьбы с этой ситуацией. Освободившиеся силы организма, конечно же, будут направляться в полезные для него направления – например для лучшей работы внутренних органов и др. Можно предположить, что силы будут направлены не только на телесное выздоровление, но и на перестройку и обновление психической и душевной жизни человека.

В этом блаженстве есть вторая часть «…ибо они наследят землю», можно предположить, что в связи с оздоровлением телесным и душевным, пришедший в такое состояние человек и проживёт дольше, и от него родится здоровое потомство, которое и наследит землю после него.

Предыдущие три состояния можно выделить в качестве составных частей одного этапа обновления личности человека. А сам этот этап характеризовать как душевный кризис: разрушение старых схем мышления, чувствования, поведения, и освобождение из-под обломков этих схем созидательной энергии, присущей человеку. Эту энергию или стремление прекрасно описали в своих работах Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй и другие представители гуманистической психологии, которые определили их как стремление к свободе, к индивидуальности, самоактуализации и саморазвитию.

После освобождения этого потенциала путем достижения предыдущих состояний (блаженств) человек уже имеет возможность вступить во второй этап – этап продуктивного разрешения кризиса и последующего духовного развития. То есть на первый план выходит функция духовного состояния как инициатора активности личности.

Об этом четыре следующих Евангельских блаженства.

 1.2.4    «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». [5, с. 1015]

Естественно предположить, что, отбросив старые стереотипы мышления и поведения, человек будет искать новых жизненных смыслов и ценностей: для этого он будет желать (жаждать) и искать новой информации. Здесь у каждого свой путь. Возможно, такую информацию человек будет черпать из произведений художественной или религиозной литературы, возможно, из трудов философов, возможно, из жизненного опыта своего и знакомых людей. Одно несомненно, на месте разрушенных кризисом прежних представлений, в душе и сознании не будет вакуума, он должен заполниться новым содержанием, и соответственно,   человек должен насытиться. Как видно, ничего сверхъестественного в этом нет. Наоборот, все естественно и логично.

Наполняясь новыми жизненными смыслами и ценностями, делая для себя все новые открытия, человек будет находиться уже не в отчаянном, а приподнятом радостном состоянии. Эту радость от новых, позитивных по своей сути, познаний, от самой этой новой познавательной деятельности, ценность которой, неверное, знакома многим, и назвали блаженством.

1.2.5   «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». [5, с. 1015]

После набора (насыщения) новых знаний, как количественного показателя, так же естественно ожидать качественных изменений в человеке.

В ходе происходившей мыслительной работы по ассимиляции и аккомодации новых знаний должны были образоваться новые очаги возбуждения, которые по принципу доминанты аккумулировали бы вокруг себя психическую энергию нового человека. Можно было назвать эту новую доминантную идею (цель) «доминантой любви». Об этом три следующих блаженства:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». [5, с. 1015] Видение себя в истинном свете, дальнейшее переживание этого со слезами, приход в кроткое состояние и открытие для себя истинных ценностей, дает человеку возможность снять всякое осуждение, критику, насмешки, гнев в адрес других людей, так как он не ощущает больше своего превосходства и, соответственно, не имеет необходимости  принижать других. Вместо этого человек начинает рассматривать недостатки в других с позиции сожаления (жалости, сочувствия) к еще не прозревшим, не могущим познать и победить в себе этих душевных недугов, и поэтому несчастным собратьям. Это безоценочное сочувствие в отношении всех людей с их недостатками и достоинствами, и является милостивостью. Естественно, что отсутствие гнева, раздражения, критики, осуждения приносит душевный покой, который мы называем блаженством. Христианское учение обещает милость и в отношении самого такого человека, достигшего этого милостивого состояния, со стороны Всевышнего Бога, хотя сам тот душевный покой, уже обретенный милостивым человеком, является так же великой наградой.

1.2.6 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [5, с. 1015]

Как только человек научится быть милостивым по отношению к окружающим, автоматически его душа учится отвергать новые соблазны и искушения. Приобретя новые позитивные знания, он легче делает выбор в пользу последних, отвергая навязываемые ему массовой культурой, окружающей средой штампы и ценности. Осуществляя в каждой жизненной ситуации такой выбор, со временем человек закрепляет новое мышление, чувства, поведение, это закрепление можно назвать приобретением духовной чистоты. В таком виде человек легко распознает добро и зло, прекрасное от уродливого, истину от двуличия и лживости, то есть фактически, он различает что от Бога, а что от лукавого. На земле это означает, по всей видимости, и есть «узрить Бога». Такой человек становится независимым, свободным, им невозможно манипулировать. В связи с такой возможностью ощущать истинное, делать правильные выводы из любой жизненной ситуации, исключается из жизни страх и неуверенность, ведь пугает, как правило, неизвестность, непонятность почему что происходит. Отсутствие такого страха и неуверенности перед событиями жизни освобождает дополнительные энергетические возможности в психике человека, а позитивные эмоции в отношении других людей, природы, всего окружающего дают дополнительные силы. Поэтому можно предполагать, что на этом этапе будет происходить дальнейшее физическое и духовное укрепление.

1.2.7 « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» [5, с. 1015]

К. Роджерс в своей концепции клиент-центрированной терапии описывает существование похожего этапа после достижения человеком инсайта. Это этап перерастания внутренних позитивных перемен.

Своим спокойным, добрым состоянием человек однозначно благотворно влияет на окружающих – на близких родственников, затем на друзей  и сослуживцев по работе, и на все свое окружение. Человек не плодит вокруг себя конфликты, но гасит и разрешает их с позиций прощения, понимания, милости, любви. Это и есть миротворчество как проявление исходящей из человека любви. В христианстве есть определение:  «Бог есть любовь», поэтому творящие вокруг себя любовь люди и должны называться сынами Божьими.

Много говорить о пользе, то есть благе для человека, мира в сфере его отношений, пожалуй, не стоит. Достаточно сказать, что как-то на одном из семинаров, мы стали подсчитывать, какую долю составляют отношения во всей человеческой жизнедеятельности. Выдели три сферы жизни – семья, работа, всё остальное. Оказалось, что в среднем, деятельность, зависящая в первую очередь от отношений с людьми, занимает от 60 до 90 процентов во всех трёх сферах жизни.

 

1.2.8 « Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное» и «Блаженные вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас». [5, с. 1015]

Собственно достигнув уровня предыдущего состояния – состояния готовности к практическим позитивным действиям, человек решает все свои личностные проблемы и выносит свою созидательную силу вовне.

Следующие блаженства можно было бы отнести к предупреждениям человека, вступившего на путь духовного совершенства, о том, что этот путь далеко не прост и безоблачен. Воздействие на внешний мир нового человека вызывает противодействие, зачастую агрессивное. К этому необходимо быть готовым. По сути, это выражение поддержки вступившим на путь жизни в духе, по высшим закона бытия, возможно, в разрез с мирскими законами, предрассудками, стереотипами, общественным мнением и массовой культурой.

1.2.9 Цель движения

Конечной целью на пути прохождения человеком вышеописанных состояний, от полного отчаяния до возможности позитивного влияния на окружающую среду, является возращение ему возможности любить.

Трудно себе представить любовь к ближнему своему, в том числе и к ненавидящим тебя, как предполагается в основной христианской заповеди, без достижения предыдущих блаженств. Таким образом, через прохождение определенных состояний предполагается достичь конечной цели – способности к любви, с помощью которой человек сможет преображать этим себя и мир. Не является ли это его предназначением? Каждый может ответить на этот вопрос, попробовав осуществить это движение шаг за шагом, либо сопоставить вышеизложенное со своим прежним опытом. Таким же образом можно подтвердить или опровергнуть для себя все выводы и предположения, высказывания в данной работе. « Можно сколь угодно много рассуждать о высоте, видеть блеск ее, понимать преимущество и благость пребываний на ней, но кто кроме тебя самого, может совершить путь восхождения .» [1, с.46]

ГЛАВА 2

Пример применения христианского учения в

психотерапевтической работе.

 

А. обратился за помощью в восстановлении отношений в его семье. Дело в том, что прежде у него бывали случаи, когда он мог выпить лишнего с друзьями и не ночевать дома. После того как вопрос встал о разводе, он дал обещание жене и долгое время не повторял ничего подобного. Однако на днях произошел срыв, он употребил спиртное и не ночевал одну ночь дома. Это событие, по его мнению, полностью перечеркивало  в глазах семьи и близких все прежние усилия. Ему этого уже не простят, в него больше никто не верит, и он не видит возможности восстановления отношений в семье.

После получения согласия на использование в ходе консультации религиозных понятий, было проведено погружение в понятийную сферу христианского учения, касающуюся понятия греха и механизма духовной борьбы с ним через покаяние и др. В конце в виде рекомендации для самостоятельной работы в период между консультациями было предложено чтение «Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу» [12, с. 24-28], имеющемуся в любом православном молитвослове.

Во время следующей консультации испытуемый А. сообщил следующее: Читая канон, я ощущал свое полное ничтожество, и моя вина перед Богом была нестерпимой. Слезы постоянно подступали к глазам. Я понимал, что если поступать со мною по справедливости, то я не заслуживаю прощения, видимо, поэтому я и не надеялся на прощение и поддержку семьи. Но слова канона, которые я произносил, просили не справедливости, а только снисходительности, милости. И я думаю, что Бог милостив, и значит, если я сам признаю свою вину и раскаиваюсь, есть надежда на милость и снисхождение ко мне моей семьи.

Здесь видно прохождение человеком некоторых из духовных состояний, описанных выше:

- ощущение своей духовной нищеты;

- плачь о своих ошибках;

- смиренное состояние принятия ситуации как заслуженной.

В таком смирении, судя по всему, и пришла надежда на прощение, что сняло остроту чувства вины, сыгравшего в свое время положительную роль. Получив надежду на прощение, человек также обрел желание бороться со своими слабостями.

Основные выводы и заключения

1.В данной работе из христианского учения выделены такие феномены психики как психические состояния «блаженств» и произведена их авторская интерпретация в русле психологии личности с акцентом на их практическое применение в психологической практике.

2.Изучены такие психологические стадии развития духовности как

- осознание своей духовной нищеты;

- сокрушение и плач о своих ошибках, и видение себя причиной своих проблем, принятие ответственности за свою участь;

- смиренное кроткое состояние принятия мира таким, каков он есть в реальности, т.к.  возможно, что большего человек и человечество не заслуживают;

- состояние зарождения желания измениться, узнать новый путь и правду;

- состояние доброго, милостивого, любовного отношения ко всему окружающему;

- состояние чистоты мыслей, желаний, эмоций, поступков;

- состояние позитивной созидательной активности.

Через прохождение этих стадий представлены возможности решения человеком своих жизненных проблем и открывается для каждого новый вид деятельности: «миротворчество», что означает благотворное влияние на окружающих через спокойное, доброе, прощающее, понимающее, милостивое, равноправное к ним отношение,  миротворчество в конфликтных ситуациях, воспитание детей в этих же традициях и т.п.

3. В работе представлено прохождение этих стадий как некий последовательный динамический процесс с конечной целью, которая открывает новые возможности для человека,  включенного в этот процесс. Задан некий вектор, описаны начальный и промежуточные пункты, которые можно фиксировать для определения правильности направления  саморазвития или психотерапевтического процесса.

4.  Определенное внимание в работе уделено позитивной роли страданий в жизни человека с целью уменьшения неприятия их в обыденном понимании. Поэтому больше всего заняло описание состояния духовной нищеты, наступающее часто в период жизненного кризиса, тупиковых жизненных ситуаций, при продуктивном отношении к которым, можно приобрести неизмеримо большее, чем ситуативные утраты, понесенные во время таких кризисов и тупиков.

5.  На основании вышеизложенного, можно рекомендовать в некоторых случаях использование христианского учения в ходе оказание психологической помощи. Однако это  представляется возможным только к людям, допускающим это по своему мировоззрению и дающим согласие на использование понятий христианского учения.  В работе с такими людьми использование понятийной сферы христианства даёт возможность психологу с одной стороны говорить с клиентом на одном языке, с другой, снимает возможные противоречия нравственного характера, ведь религиозному человеку важно, чтобы то, что происходит на приёме у психолога, не вступало в конфликт с его религиозными представлениями.

В других случаях, психологу, имеющему представление о стадиях духовного выздоровления, коими, как мы предположили, являются евангельские блаженства, можно руководствоваться этим, как стратегией психотерапевтического процесса. В таком случае и не обязательно вербализовать понятия христианского учения, важно представлять, через какие состояния должен пройти человек в процессе излечения души. И тогда эта стратегия  представляется универсальной независимо от вероисповедания или мировоззренческих особенностей.

Список литературы

1. Братусь Б.С., Воеков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995.-236 с.

2. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии – Вопросы психологии. – 1997 - №5 –с.3 – 19.

3. Братусь Б.С Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Знание – 1977 – 497с.

4. Васильева Т.Н., Габдреева Г.Ш., Прохоров А.О. Психология состояний. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2004 – 608 с.

5. Евангелие от Матфея гл.5 – Библия По заказу Казанской епархии – 1994 г. – 1371 с.

6. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры – в сборнике Куликова Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 480 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность  – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003-352с.-(Серия «мастера психологии»).

8.  Мэй  Р.  Искусство психологического консультирования – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-144 с.

9.  Опыт построения исповеди. Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста-М.:ТОО Издательство «Отчий дом» - 2000.-143 с.

10. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. – Казань: Издательство Казанского университета – 176 с.

11. Попов Л.М.  Концепция толерантной личности как субъекта саморазвития. –Казань: Тонус. -1997 - №1 –с.258 – 269.

12. Православный молитвослов и псалтирь. – Издательство Московской Патриархии-М,:1988-256 с.

13.Психологический словарь. – под редакцией В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО  «Транзиткнига»-2004.-479 с.

14.Роджерс  К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Монография  - М.: Эксмо – Пресс.-1999-487 с.

15.Роджерс  К.Взгляд на психотерапию. Становление человека – М.: Изд. Группа « Прогресс», «Универс»,-1994.-398 с.

16. Роджерс К. Что значит становиться человеком. – в сборнике Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – Самара: Издательский дом « Бахрах». – 1996 – с.390 – 408.

17.С.Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и Мир. – СПб.: Питер – 2003. – 512 с.

18.Фром Э. Человек для себя. –  Мн.: «Харвест» - 2003 - 352 с.

19.Фром Э. Душа человека. – М.: Республика – 1992 – 311 с

20. Шадриков Д.Д. Духовные способности – в сборнике Куликова Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер»,2000 – 480 с.