Статья "Психологическая компетентность педагога"
Повышение психологической компетентности педагога как главный ресурс повышения качества образовательного процесса.
(выступление на педагогическом совете Казанского городского дворца детского творчества им.А.Алиша)
Скачать статью "Психологическая компетентность педагога"
Определение понятия психологической компетентности
1. Личностные качества педагога – Педагог является для ученика одной из «родительских» фигур. Это означает, что ученик может брать от педагога через осознаваемое и неосознанное подражание образцы поведения, жизненные суждения, способы реагирования на жизненные ситуации, стиль общения, и даже какие-то словесные выражения и жесты. Не которые ученики, в силу своей судьбы могут иметь дефицит таких родительских фигур в своей жизни (неполные, неблагополучные семьи – пьющие, отвергающие, слишком занятые родители и т.п.)
Существуют примеры, когда дети из пьющих семей, где они были зачастую заброшены в плане воспитания, где становились свидетелями насилия, жестокости в семье, и при этом посещали те или иные бесплатные кружки детского творчества, в последствии, став взрослыми, культурными и успешными людьми, говорили, что в первую очередь не родители, а именно педагоги, стали для них образцами поведения в жизни.
Поэтому то, что из себя представляет личность педагога, вольно или невольно он транслирует в виде жизненного примера своим ученикам. Этими примерами могут быть
– система жизненных установок (то как относится педагог к основным жизненным событиям – например ругает всё вокруг, видит в мрачном свете или признавая несовершенство, ищет свои плюсы в жизненных примерах; любые другие жизненные суждения или основанное на них, внешнее поведение);
- черты характера, тоже проявляющиеся в особенностях поведения и речи. Например, он может демонстрировать собой ответственность/безответственность, пессимизм/оптимизм; мягкость/твёрдость, жёсткость, жестокость; тревожность/спокойствие; теплоту/холодность; уважительность/пренебрежительность и т.д.
2. Стиль общения - хотя и можно отнести к поведению, но здесь решено выделить как отдельный аспект психологической компетентности. Процесс обучения в любом случае это коммуникация педагога и ученика, и стиль общения, который вырабатывает иливыбирает себе педагог, имеет особое значение.
Какие варианты можно здесь наблюдать:
- авторитарный («профессорский») стиль - предполагает позицию «я знайка, ты незнайка», «я наверху, ты внизу», «я даю, ты получаешь», что в смысле творчества подразумевает «я активен, ты пассивен». Не предполагает творческое участие ученика в процессе обучения, не учит, а подавляет в нём самостоятельность, творческую смелость, уверенность в своих силах. Служит не процессу взросления ученика, а не закончившемуся процессу взросления самого педагога, а именно - его подростковому самоутверждению.
- открытый – общение двух равноуникальных личностей, где есть свои временные роли – учитель и ученик. Понимание временности ролей заключается в том, что один сознательно, на время, сам принимает на себя роль ученика. И он же снимает её с себя, когда приходит время. И учитель понимает, что и он в этой роли только на время и только в рамках предмета занятия. А в остальное время, и в других жизненных темах, он равен ученику. Эти роли равно важные в процессе обучения. Ученику даётся понять, что его вклад в процесс обучения равно важен с учителем. Нет учителя без учеников. Нет возможности научиться без учителя. Такой стиль общения педагога воспитывает в учениках активность, самостоятельность, творческую смелость, самоуважение, веру в свои силы.
3. Организация процесса обучения (психологический аспект) – этот вопрос во многом перекликается с предыдущими двумя – личностными качествами педагога и его стилем общения с учениками, а точнее вытекает из них.
Так если педагог как личность демонстрирует ответственность, профессионализм, теплоту, спокойствие, уважительность, если в его стиле общения преобладает открытость и поддержка, о чём говорилось выше, то всё это будет отражаться в организации самого процесса и во всех его элементах. Тогда это процесс сотворчества, где активна роль всех участников. Скорее всего, процесс обучения будет являться с одной стороны поддержкой зрелой личностью педагога другой личности в её становлении, и с другой стороны, взаимным обогащением жизненного опыта ученика и педагога в гораздо более широком смысле, чем предмет самого обучения.
И, несмотря на то, чему конкретно учит педагог, если он своим личным примером, стилем своего общения, организацией процесса обучения оказал помощь в становлении гармоничной личности, это уже само по себе является неоценимым никакими деньгами вкладом в судьбу молодого поколения.