"О социальной адаптации детей сирот" - комментарий для журнала "Открытое сердце"
Комментарий для журнала о благотворительности «Открытое сердце»
Вопрос к психологу: Каковы причины того, что выходя в "большой мир", дети из приютов, детских домов с трудом адаптируется. Это происходит потому, что в подобных заведениях у них нет возможности реализоваться, самим принимать решения (все по регламенту!), они изолированы от бытовых ситуаций. Может быть министерства уделяют этой проблеме мало внимания, не хватает денег и так далее...
И второе: какие есть варианты решения этой проблемы, пусть даже малобюджетные. Ваши рекомендации директорам, воспитателям детских домов.
Я, в первую очередь, хочу отметить, что социальная адаптация молодого человека, даже из обычной среднестатистической семьи – дело очень не простое. Это знает каждый родитель, имеющей 16-17-ти летних детей выпускников школы. И это при том, что за спинами обычных ребят стоит их род – мама, папа, родственники. А для тех, совсем ещё юных мальчиков и девочек, не имеющих опыта жизни, психологически ещё не сложившихся, без поддержки, самим войти в современную жизнь – задача сверхсложная.
Есть ещё одна сторона вопроса – чисто психологическая. Любой специалист, изучавший возрастную психологию, знает, что на ранних стадиях жизни формируются базовые психические характеристики человека, такие как доверие/недоверие к миру, инициативность/безинициативность, уверенность/неуверенность в своих силах, способность/неспособность любить и принимать любовь, налаживать близкие отношения и т.д. То есть всё то, что формирует личность. На этот процесс особое влияние имеют: был ли ребёнок желанным или нет, психологическое и физическое состояние матери в период беременности, сам процесс родов, взаимоотношения матери с ребёнком в первые три года его жизни, атмосфера в семье и некоторые другие факторы.
А что из вышеперечисленного имел детдомовский ребёнок? Нетрудно догадаться. Поэтому психика такого ребёнка в большей степени уязвима перед неизбежными испытаниями и соблазнами жизни.
Если мы представим себе всю трудность задачи, стоящей перед этими детьми, то поймём, сколько разносторонних усилий нам необходимо приложить, чтобы реально помочь.
Мне видится, что без взрослого наставника, который сопровождал бы молодого человека в первые несколько лет после детдома, трудно ожидать позитивных результатов, даже если решить бытовые и материальные проблемы. Нужен житейский опыт и совет, психологическая добрая «материнская» поддержка, строгий «отцовский» контроль. Такой социальный институт как опекунство, на мой взгляд, просто необходим. Организовать такую практику, я думаю, задача государства, конечно возможна и частная инициатива.
Остальное известно – нужно жильё, профессиональное образование, трудоустройство на первых порах. Об этом много говорится и кое-что уже делается.
Что посоветовать работникам детских домов? Я бывал в детских домах и видел как работающий там персонал, в своём большинстве, все душевные и физические силы посвящает своим воспитанникам за совсем скромную зарплату. Им я могу только поклониться в знак признательности за их труд.
А всем остальным пожелать включаться в дела помощи и благотворительности. Участвуя в них, человек сам получает радость, удовлетворение, расширят смысл своей жизни. От этого обычно лучше себя чувствует, видя настоящее горе и проблемы, меньше переживает по житейским пустякам. Всё это полезно для души и телесного здоровья. Так что включайтесь.
Практический психолог Олег Васильев.