Тема недели

Это предложение для тех, кому интересна психология, психотерапия, самопознание, саморазвитие.

В нашем центре уже четвёртый год проходит обучение Юнгианскому психоанализу от Московской Ассоциации Аналитической Психологии (МААП). Школа аналитической психологии даёт наиболее серьёзную базу для понимания глубинных, бессознательных слоёв психики, а это, в свою очередь, позволяет разбираться в том, что происходит в нашей душе, в других людях, в семье, в бизнесе, в отношениях. Предлагаемая программа рассчитана на психологов, психотерапевтов и тех, кому интересны знания психологии для жизни и бизнеса. Обучение ведут сертифицированные обучающие юнгианские аналитики Московской Ассоциации Аналитической Психологии.

В настоящее время проводится набор в новую группу, количество мест в группе не более 20. 

Как будет строиться процесс обучения: 

региональная программа МААП содержит 320 учебных часов. Пять двухдневных семинаров в год в течение трёх лет. Семинары будут проходить один раз в 2 месяца.

Записаться в группу, задать вопросы можно по телефону +7 904 660 40 76 или по эл. почте vog14@yandex.ru . 

Московская ассоциация аналитической психологии

Региональная программа курса

«Аналитическая психология и психотерапия»

 

Региональная программа разработана для всех, кого интересует юнгианская психология и психотерапия и кто не имеет возможности обучаться в Москве. По своему содержанию она является  аналогом московской программы подготовки аналитических психологов МААП, но структурирована с учетом специфики регионального преподавания.

Задачи программы: 

  • Формирование основного представления о теории и практике аналитической психологии и психотерапии.
  • Освоение юнгианского подхода к пониманию бессознательного и контакта с ним.
  • Исследование собственной психической реальности в категориях юнгианской психологии и интеграция личного опыта.
  • Освоение основных аналитических методов работы с бессознательным.
  • Поддержка собственной психотерапевтической практики участников группы.

Длительность программы составляет три года. Объем выездного семинара (цикла) составляет 20 часов (2 учебных дня), таким образом, общий объем программы 320 учебных часов.

В соответствии с региональными целями и задачами обучения содержание предлагаемой программы и ее длительность может быть изменена.

Первый год.

Аналитическая психология: основные понятия.

 

1        Семинар: Образы души в Юнгианской психологии (Юнг и современная аналитическая психология)

 

  • Карл Густав Юнг: реконструкция личного мифа и основные работы.
  • Детство, семейные мифы и первые встречи с бессознательным.
  • Начало психиатрической практики и ассоциативный эксперимент. Понятие коллективного бессознательного. Специфика юнговского подхода к бессознательному: реальность психического, комплиментарность бессознательного, принцип синхронии.
  • История отношений с З. Фрейдом, личностный кризис. Открытие методов встречи и диалога с бессознательным. Понятие индивидуации и работа «Психологические типы».
  • Опыт переживания кризиса.
  • Современные школы аналитической психологии. IAAP и система подготовки аналитиков.

 

2        Семинар: Анатомия психического (1 часть)

 

  • Строение психики: сознание, личное и коллективное бессознательное. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип.
  • Понимание комплекса в аналитической психологии. Психоаналитическая модель симптомообразования. Определение  и структура комплекса. Механизм формирования комплекса.
  • Эго: определение и функции. Механизм  формирования. Зрелые и незрелые способы функционирования Эго.

 

3        Семинар: Анатомия психического (2 часть)

  •  Теория архетипов. Понятие и свойства архетипов. Архетип и архетипический образ. Проявления архетипа в сновидениях.
  • Базовые архетипы структуры личности.
  • Персона: понятие и функции. Образы архетипа.  Взаимосвязь Персоны и индивидуации.
  • Тень: понятие. Содержательное наполнение архетипа. Эволюция образов Тени в сновидениях. Проявление Тени в проекциях  и отношениях. Индивидуальная и коллективная Тень. Психотерапевтические способы работы с Тенью.

 

4        Семинар: Путеводитель по трансформациям

 

  • Анима и Анимус. Определение и функции. Архетипические образы. Этапы развития Анимуса и Анимы. Охваченность архетипом.
  • Самость: определения. Образы Самости. Биполярность Самости и ее проявления. Первичная и вторичная Самость. Самость в первой и второй половинах жизни. Понятие нуминозного. Трансцендентная функция. Инфляция – дефляция Эго.
  • Индивидуация: определения. Ось Эго-Самость. Образы индивидуации. Кризис и его функции в индивидуации. Преобразования идентичности. Образы трансформации. Формирование личного мифа. Принцип синхроничности. Специфика психотерапии в первой и второй половине жизни.

 

5 семинар: Теория психологических типов К. Юнга. Использование типологии в практике

 

  • Базовые установки и функции сознания. Доминирующая, вспомогательные и подчиненная функции. Методы диагностики и определения типов. Использование типологии в практике. Интеграция психологических функций и установок – движение к целостности.

 

Второй год.

Развитие: от патологии к индивидуации.

 

6        семинар: Психоаналитические теории развития(1 часть)

 

  • Психоаналитический подход к развитию: Фрейд и его последователи. Основные идеи теории объектных отношений и селф-психологии. Механизмы защиты. Стадии психического развития.
  • Оральная стадия в описании З.Фрейда. Оральный характер и его защиты. Развитие объектных отношений по М.Малер и М.Кляйн. Теория привязанности  Дж.Боулби. Контейнирование и другие понятия У.Биона .
  • Анальная стадия в описании З.Фрейда. Анальные характеры (специфические защиты). Роль агрессии в развитии. Творчество как разрешение анального конфликта. Тема сепарации в теориях М.Кляйн, М.Малер. Сепарационная травма в работах Дж. Боулби. Переходный объект и другие понятия Д. Винникотта.

 

7        семинар: Психоаналитические теории развития(2  часть)

 

  • Фаллическая стадия развития. Нарциссизм и Эдипальность. Миф о Нарциссе. Представления З.Фрейда о нарциссизме. Первичный и вторичный нарциссизм. Нарциссический характер.  Эдипов комплекс и истерический характер.
  • Латентная и генитальная стадии психического развития.

 

8-9       семинар: Уровни и стадии психического развития, клиника

 

  • Психоаналитическое представление об уровнях психической организации. З.Фрейд о связи стадий психического развития и определенных типах невроза. Классификация характеров С.Джонсона. О.Кернберг об уровнях нарушенности психики и классификация Н.Мак-Вильямс. Диагностические критерии психических структур по О.Кернбергу и Бержере. Структура диагностического интервью.
  • Патологии развития на оральной стадии и психотическая структура личностной организации. Зависимости и шизоидные расстройства. Задачи терапии.
  • Нарушения сепарации и пограничная структура личностной организации. Особенности аналитического процесса и задачи терапии. Симбиотическая проблематика. Созависимости. Садо-мазохистические расстройства.
  • Невротическая организация психики. Нарциссические расстройства: структура объектных отношений и патологическая структура Я (Дж.Мастерсон, С.Джонсон, О.Кернберг). Две линии отношения к нарциссическим расстройствам: сопоставление идей О.Кернберга и Х.Кохута, «мужской» и «женский» подход. Комплекс мертвой матери (А.Грин). Специфика аналитического процесса и терапевтических задач.
  • Эдипов комплекс и проблемы половой идентичности.

 

  10-11 семинар: Индивидуация (2 семинара)

 

  • Специфика юнгианского взгляда на развитие (работы К.Юнга, М.Фордхама, Э.Ноймана).
  • Юнгианский подход к психопатологии.
  • Э.Нойманн: уроборическая стадия развития. Симбиотичность как основание для переживания целостности. Юнгианский взгляд на психозы и дезинтеграцию. Теория травмы Д.Калшеда.
  • Рождение Эго как важнейший этап индивидуации (Нойман, Кемпбелл). Разные составляющие сепарационного процесса. Интеграция Эго. Разные формы культурных инициаций.
  • Юнгианский взгляд на нарциссизм. Понятия фалличности и инфляции (Эдингер, Уайли). Терапевтические подходы К.Аспер, Н.Шварц-Саланта, Д.Уайли, М.Вудман. Специфика терапии, особенность работы с переносами. Архетип Пуэра. Нарциссизм психоанализа (Д.Хиллман).
  • Темы мужественности и женственности в работах юнгианских авторов (фонФранц, Эстес, Болен, Вудман, Янг-Айзендрат, Моник, Джексон, Холлис). Стадии развития Анимуса и Анимы.
  • Боги и симптомы (Дж.Хиллман). Юнгианский анализ мазохизма, депрессии и пр.

 

Третий год.

Практика аналитической терапии.

 

12 и 13 семинары: Сновидения и активное воображение

 

  • Психоаналитический подход к работе со сновидениями: открытие и исследование «королевской дороги к бессознательному». Сновидения как зашифрованные влечения бессознательного. Механизмы формирования сновидения и механизмы обнаружения скрытого содержания сновидения. Работа свободных ассоциаций (на примере анализа одного из снов Фрейда). Правила интерпретации сновидений. Работы постфрейдистов.
  • Юнгианский подход к работе со снами: основные отличия. Объективный и субъективный уровень интерпретации сновидения. Амплификация и множественность смыслов сновидения. Комплементарная функция и телеологический подход к анализу сновидений. Анализ структуры и динамики сновидения, акцент на сериальных снах и повторяющихся образах. Специфика работы со сновидениями в различных школах аналитической психологии. Ритуализация сновидения.
  • Терапевтическое использование сновидений. Основные функции и способы интерпретаций сновидений в аналитической практике. Специфика анализа снов на разных этапах терапии и с разного типа клиентами. Переносная и контрпереносная интерпретация сновидения. Сны о терапевтах и сны терапевтов.
  • Активное воображение. Правила работы и интерпретации образов активного воображения. Подходы Р. Джонса, Р. Боснака, Х. Дикманна. Терапевтическое использование. Постюнгианские подходы к имагинитивным практикам. Сендплей, рисование и арт-терапевтическое исследование образов активного воображения.

 

14 семинар: Терапевтический альянс.

 

  • Терапевтический альянс. Сеттинг: его составляющие, значение для терапии.  Основные правила, описывающие терапевтическое использование времени, места, денег. Символическое значение соблюдения и нарушения правил. Сеттинг как метод психотерапии. Юнгианские метафоры сеттинга – алхимический сосуд, теменос.
  • Первый контакт с клиентом: звонок, встреча.
  • Дистанционные методы работы, возможности использовании: телефон, письма, скайп.
  • Этические аспекты аналитических отношений.

 

15 семинар: Терапевтические отношения и процесс терапии

 

  • Уровни терапевтических отношений: общая модель.
  • Перенос: психоаналитическое видение. Виды переноса. Его диагностическое и терапевтическое использование. Перенос и выбор терапевта. Психоаналитические правила работы с переносом. Юнгианский подход к переносу: архетипический перенос. Отражение переноса в способах обращения с сеттингом и сновидениях.
  • Контрперенос: психоаналитический подход, последовательное изменение отношения к контрпереносу. Психоаналитические метафоры контрпереноса: от «слепого пятна» к «телефонной мембране». Виды контрпереноса: собственный перенос терапевта, соответствующий и дополнительный (по П.Ракеру). Вклад Юнга в эволюцию взглядов на контрперенос. Требование учебного анализа.
  • Специфика юнгианского подхода к терапевтическим отношениям. Архетип раненного целителя. Работа К. Юнга «Психология переноса». Теория поля Н.Шварц-Саланта. Работа М.Якоби «Встреча с аналитиком», В.Штейнберга «Круг внимания». 
  • Анализ динамики терапевтического процесса (на примере анализа случая).

 

 

 16 семинар: Свободный семинар (на выбор группы)

 

Итоговой работой, подтверждающей успешность освоения программы, является автобиографическое эссе, которое пишется после 11 семинара, и анализ клинического случая или культурного феномена, который пишется после 15 семинара.