Статья "Стиль вождения глазами психотерапевта"

Скачать статью "Стиль вождения глазами психотерапевта"

Будучи водителем,  в силу жизненной необходимости, и психотерапевтом, по роду своей деятельности, как то раз, я решил совместить эти два занятия. Вот что из этого получилось.

Еду в среднем ряду трёхполосной дороги. Водитель двигающегося в правом ряду автомобиля, обогнав меня, резко перестраивается с правого ряда в средний и тормозит, так как впереди горит красный сигнал светофора. Произвожу экстренное торможение, чтобы избежать аварии. Испытываю раздражение, гнев, пытаюсь проанализировать психологические мотивы такого поведения.

В конце концов, прихожу к выводу: водитель, с подобным стилем вождения, неосознанно проявляет агрессию, неадекватным образом в неадекватной ситуации.

Следующий логичный вопрос – почему? Почему столь типичен агрессивный стиль вождения на наших дорогах? Вообще то работа с агрессивными чувствами это довольно частая задача в практике психотерапевта. Все мы агрессируем в силу своей общности с животным миром, созданы мы так, не нам судить – хорошо или плохо. Другое дело как мы проявляем свою естественную агрессивность. Вот накопили мы за день зло на работе, в различных конфликтах. На дороге вот тоже добавили. А  что с этими накопленными чувствами делать дальше? Чаще об этом не задумываются. Действуют неосознанно, срываясь по пустякам на тех, кто не может ответить - на близких, на детях, на животных. А на дороге эта накопленная злость проявляется в агрессивной езде с элементами неуважения к другим участникам движения. Всё, что есть в психике человека, обязательно выйдет наружу - проявится в его поведении. Об этом знает каждый психолог.

На перекрёстке горит красный сигнал светофора. Водители переднего ряда автомобилей стоят далеко впереди линии, перед которой необходимо стоять по правилам. Затем они делают резкий рывок и разгон со старта и, обгоняя друг друга, едут на большой скорости 100-300 метров до следующего светофора. Здесь они снова все встречаются, так как светофоры не отрегулированы на такую большую скорость движения потока, а затем делают новый рывок.

Испытываю удивление, недоумение. Психологический анализ в силу привычки продолжается: очень похоже, что у таких водителей обострённое желание соперничества.

Когда же человеку особенно свойственно  соперничать? А тогда, когда он имеет необходимость в утверждении своего «Я». Естественным это является в период формирования личности, то есть примерно с 3 лет от роду. А закончиться бы этому периоду желательно с окончанием подросткового возраста, то есть годам к 15. Но, как опять же знает любой разбирающийся в психологии человек, частенько люди не полностью осваивают задачи своего возрастного развития. И тогда они по этому пункту, например самоутверждению, застревают в том возрасте, задачу которого не освоили. Тогда психологический возраст может различаться с биологическим.

Вот и напрашивается вывод: вполне вероятно, что соперничают на дорогах так и не повзрослевшие психологические подростки, хотя с виду про этих дядей и тётей не скажешь.

Перекрёсток. Горит красный сигнал светофора. На табло таймер отсчитывает последние секунды в ожидании зелёного: 3, 2, 1. Ещё не успел загореться зелёный, сзади истерично долго звучит звуковой сигнал, подгоняющий переднего  как можно быстрее рвануть с места и куда-то понестись.

Испытываю напряжение, тревогу, беспокойство. Вспоминается фраза из телевизионного выступления Романа Карцева: «Надо бежать! Не помню куда, но куда-то точно надо». Так как иначе, чем в психотерапевтических категориях думать я уже разучился, мозги привычно выстраивают гипотезу: водитель, нетерпеливо сигналящий и вечно спешащий, находится сам в постоянном тревожном состоянии и  напряжении, и неосознанно передаёт своими действиями это состояние другим, и мне в том числе.

Да, тотальная тревога – бич нашего времени. Причин у неё очень много, начиная с тех, которые коренятся ещё в раннем детстве, и идут из неспокойной обстановки в родительской семье, до сегодняшнего дня, где подгоняют конкуренция, рынок, начальник и т.п. Только вот одно наблюдение: самые нетерпеливые и торопливые ездят далеко не на лучших автомашинах. Чаще, на действительно дорогих и солидных авто, ездят неторопливо. Не помогает видно добиться значительного успеха торопливость-то.

Кстати, обратите внимание, как много ездит автомобилей с повреждениями кузова. Повреждения тоже можно проанализировать. Очень часто это повреждения боковых частей – крылья, двери. Я бы интерпретировал это как проявление всё того же подросткового соперничества. Машины с повреждениями по бокам будто толкались друг с другом, не желая уступать. Повреждения передних элементов кузова – это очень похоже на тревожную торопливость владельца данной машины, въехал в кого-то поторопившись. Ну а повреждения сзади – скорее всего жертвы тревожно-торопливых.

В заключении хочу резюмировать, что типичные для наших дорог агрессивный стиль вождения, соперничество, торопливость, ведущие к многочисленным повреждениям и другим последствиям, по моему мнению, являются внешними проявлениями таких внутренних психологических черт как накапливаемая агрессия, психологическая незрелость, повышенная тотальная тревожность. Выше я отмечал, что всё это чаще неосознаваемо, то есть действует в нас автоматически, в силу выработанной патологической привычки. Но вообще-то водить, как и жить в целом, выгодней осознанно, например автомобиль сохраннее будет.

И, наконец, ещё одна ситуация: нескончаемый поток автомобилей, медленно двигающихся в вечерний час пик. Со стороны второстепенной дороги подъезжает машина, стоит в ожидании возможности вклиниться в поток секунд 10-15, и поток останавливается. Один из водителей, делая великодушный жест, позволяет проехать своему собрату.

Чувствую радость, уважение. Водитель, пропустивший другого, проявил великодушие, собственное достоинство, доброту, также свойственные для человека по его природе, как и агрессия, страх, и желание преуспеть.

Да, в нас естественным образом присутствует всё: и то, что мы условно называем негативным и то, что позитивным. А на дороге всё это внутреннее содержание мы проявляем во вне.  Мы созданы очень мудро. Кто хочет возразить против этого, пусть попробует создать что-нибудь более совершенное. Поэтому всё, что в нас есть, есть в нас не просто так, а для чего-то, и нужно по жизни в определённых ситуациях. Только использовать это можно осознанно и адекватно.

Инструкции по эксплуатации сложного устройства, называемого человеком, вы, уважаемые пользователи, можете найти в Библии, Коране, других священных книгах основных религий, а также у классиков психотерапии, это кому что ближе.   Если вам удастся хорошо освоить в отношении себя самого эту деятельность, то вполне вероятно, конечным её продуктом будет ваша качественная жизнь. Ну и на дороге нам с вами будет легко и приятно.

Желаю всем участникам  дорожного  движения счастливого пути!

О.В.